Новые гражданские движения в Армении: тенденции и акторы - Демократическая Политическая Культура

Image removed.
Тигран Кочарян, Татев Саргсян, Александр Искандарян, Гаяне Шагоян

Докладчики:
Гаяне Шагоян – антрополог, Ереванский Государственный Университет;
Тигран Кочарян – блоггер;
Александр Искандарян – политолог, директор Института Кавказа;
Модератор: Татев Саргсян, научный сотрудник Института Кавказа

Первый докладчик, Гаяне Шагоян, говорила о важности и необходимости гражданских движений. Она подчеркнула, что эти движения часто позиционируются как третья, альтернативная сила, ни правительство, но и ни оппозиция. И хотя их целью не является получение власти, они, тем не менее, безусловно, влияют на актуальную политику.

Согласно Шагоян, гражданские движения возникают в тех сферах, где институциям не удалось удовлетворить нужды общества. Следовательно, само их существование говорит о проблемах в стране. Одновременно, это еще и сигнал оппозиции о том, что эти проблемы не включены в их стратегию. В конце своей речи Гаяне Шагоян отметила, что она поддерживает новые общественные движения, так как последние являются доказательством того, что у нас наличествует образованная и сознательная группа людей, понимающая свои гражданские права и обязанности и готовая за них постоять.   

Тигран Кочарян, в отличие от первого докладчика, был гораздо более критичен в отношении гражданских движений Армении. Он даже поставил под сомнение сам факт их реального существования. Кочарян пояснил, что говоря о социальных движениях всегда нужно принимать во внимание процесс отмывания денег через гранты, который, согласно ему, осуществляется в большинстве армянских НПО. Другой проблемой армянского НПО сектора является монополия нескольких акторов, которые обычно получают основную сумму денег от организаций-доноров. 

Одной из причин его негативного отношения к армянским НПО является отрицание возможности какого-либо вмешательства внешних сил во внутреннюю политику Армении. Кочарян был также озадачен тем, почему армянские защитники окружающей среды ведут политику двойных стандартов и никогда не нападают на компании с американским капиталом. В целом, докладчик считал, что процесс формирования гражданских движений в Армении еще не начался.  

Последний докладчик, Александр Искандарян, не был ни сторонником, ни противником гражданских движений в Армении. Его целью было представить научный взгляд на феномен и начать дискурс о проблеме. Искандарян начал с того, что дал достаточно высокую оценку армянским гражданским движениям, сказав, что они, возможно, наиболее развитые во всем постсоветском пространстве. Согласно Искандаряну, наиболее значительный аспект феномена в том, что впервые в истории современной Армении мы видим подъем “новых левых”: движение, которое началось в Европе и США во второй половине ХХ-ого века и наконец-то добралось до Армении. Это еще очень новый процесс, сами акторы еще не осознали, что принадлежат к левацкой идеологии, но Искандарян убежден, что потенциал высокий и будет очень интересно наблюдать, во что это выльется.

Тема дебатов и доклады вызвали большой интерес аудитории. Гости сделали несколько комментариев: говоря об гражданских движениях, мы должны быть более обеспокоены вопросом их финансовой стабильности; аналитики должны делать меньше обобщений и подходить к каждому вопросу отдельно; еще молодым группам активистов явно не хватает единства и солидарности, и т.д. Гости также задали докладчикам несколько вопросов: можно ли считать партию “Дашнакцутюн” “новым левым” движением; какова роль женщин в современных армянских гражданских движениях; какова общая оценка перспектив развития гражданских движений в Армении и т.д.

В конце дебатов Александр Искандарян поблагодарил всех участников и еще раз подчеркнул важность диалога между активистами и их противниками в попытке обеспечить развития и научного дискурса, и самих гражданских движений.