Трансформация гендерных ролей в армянском обществе - Демократическая Политическая Культура

Image removed.
Карине Базеян, Гоар Шахназарян, Нина Искандарян, Мари Титизян

Докладчики:
Мари ТитизянДиректор фонда Грайра Марухяна, член партии Дашнакцуцюн;
Карине БазеянЗаместитель директора Центра народного творчества имени Ованнеса Шарамбеяна;
Гоар Шахназарян Антрополог, Ереванский государственный университет;
М
одератор: Нина Искандарян

Первый докладчик, Мари Титизян, рассмотрела гендерное равенство как необходимую предпосылку для существования демократии. Она отметила, что истинно демократические общества предлагают равные возможности всем своим гражданам, вне зависимости от их пола. В обратном случае демократия работает только для половины граждан. Она напомнила слушателям об основных документах ООН касательно участия женщин в социальной и политической жизни. Госпожа Титизян отметила множество проблем, которые стоят перед женщинами в современном армянском обществе. Согласно ей, не редко, несмотря на образование, знания и опыт, они лишены возможности работать в таких сферах, как скажем, высокая политика. Как член политической партии, госпожа Титизян отметила важность поддержки женщин-кандидатов на выборах. Она призвала все армянские женские НПО работать единой командой, а не воспринимать друг друга как соперников, так как все они стремятся к одной цели. В конце своей речи Мари Титизян предложила ввести квоты для женщин в политике как не слишком приятную, но необходимую меру для обеспечения гендерного равноправия в Армении.  

Карине Базеян, второй докладчик, поделилась своей точкой зрения на проблему гендерного равенства. Согласно ей, государственная политика – это ключ к успеху. Чтобы поддержать свою аргументацию, она привела пример Советского Союза: с установлением советской экономической системы, среднестатистический человек оказался неспособен прокормить семью самостоятельно, и общество приспособилось, изменив свое отношение к работающим женщинам. Этот процесс еще более усилился в период Второй мировой войны, когда большинство мужчин были призваны на службу, а женщины начали работать на заводах и выполнять обязанности, ранее традиционно считавшиеся мужскими. Как следствие, даже самое консервативное армянское общество такого времени, как например, город Гюмри, было вынуждено принять новые реалии социальной и экономической жизни. Она также заметила, что армянское общество имеет очень хорошие предпосылки и историю для гендерного равенства, так как, согласно ей, армянские женщины получили право голосовать гораздо раньше, чем женщины в Америке или Европе.

Следующий докладчик, Гоар Шахназарян, рассмотрела роль существующих представлений о традиционных ценностях. Согласно ей, современные армяне часто считают, что сохранение ценностей важнее, чем достижение гендерного равноправия. Тем не менее, по ее мнению, те ценности, которые сейчас воспринимаются как традиционно армянские, были в большой степени заимствованы у мусульманской культуры. До этого, в ранние средние века, вплоть до 9-го столетия, армянское общество было региональным лидером в вопросе гендерного равенства (несмотря на то, что теоретический концепт «равенства» тогда не существовал). Ее положением было то, что Армения сделала огромный шаг назад в вопросе гендерных ролей и равенства, как результат мусульманского влияния, и сегодняшняя ситуация отражает этот факт. Как следствие, она предложила пересмотреть наше понимание традиций и ценностей, чтобы достичь прогресса в этой сфере.

За презентацией последовали активные дебаты вокруг двух тем. Первой был вопрос квот для женщин в политике. Одна часть аудитории посчитала квоты оскорбительными для женщин, так как они означают неспособность женщин конкурировать с мужчинами на равных основах.  Некоторые считали, что квоты подрывают саму суть движения к равенству, так как нельзя одновременно требовать равенства и специального обращения. Некоторые гости высказали мнение, что в целом квоты бесполезны. Они привели пример советских квот для этнических меньшинств, которые не поспособствовали стимуляции представителей меньшинств в деле повышения их конкурентоспособности, и даже наоборот, создали впечатление того, что им не нужен тот же уровень производительности для достижения определенного социального положения, и таким образом играли роль препятствия для профессионального и личностного роста. Другие, вслед за Мари Титизян, соглашаясь с тем, что хоть квоты и не являются хорошим методом повышения самооценки или конкурентоспособности женщин, тем не менее, могут быть временной мерой для создания равных возможностей для мужчин и женщин.  

Другой ключевой темой дебатов было противоречие между равноправием женщин и традиционными ценностями армянского общества, и что эти ценности в действительности представляют. В этом вопросе многие согласились, что традиции и их восприятие – это разные вещи, так же как изменение и восприятие самого изменения. Было отмечено, что традиции – факт динамичный, и попытка ухватиться за них не сработает, так как они не существуют в качестве статического феномена.